Кафедра иностранных языков Уральского государственного экономического университета провела заседание секции «Проблемы теории и практики межкультурной коммуникации в современном мире», которое состоялось 29 апреля 2020 года. Работа секции была организована в рамках IIМеждународной научно-практической конференции «Современные подходы к повышению качества сервиса в индустрии туризма и гостеприимства в условиях межкультурной коммуникации».
Заседание впервые прошло в формате видеоконференции, в нем приняли участие преподаватели кафедры иностранных языков и кафедры делового иностранного языка УрГЭУ и приглашенные спикеры.
Заседание открыла Соколова Ольга Леонидовна, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков. Она отметила, что современная ситуация требует от образования гибкого подхода и адаптации к новым условиям. Преподаватели УрГЭУ активно применяют в своей работе дистанционные технологии и осваивают различные он-лайн платформы не только для организации учебного процесса, но и для научной деятельности.
О важности вопросов, освещенных на заседании секции, говорила доктор филологических наук, профессор кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации на иностранных языках ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина» Богоявленская Юлия Валерьевна.
Участников заседания также приветствовала Мысик Мария Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО Институт развития образования.
Различные аспекты вопроса актуальности межкультурной коммуникации и практические вопросы подготовки студентов для работы в данных условиях были отражены в ряде докладов.
Соснина Наталья Георгиевна актуализировала потребность в формировании межкультурной коммуникативной комтепенции студентов в докладе "Межкультурная компетенция менеджеров гостеприимства как фактор успешного бизнеса", осветив результаты исследования уровня сформированности названной компетенции у фронт-офис персонала отеля.
Простова Дина Михайловна в докладе "Эффективность межкультурной коммуникации в бизнесе" рассказала о культурных и языковых различиях, которые влияют на получение прибыли бизнесменами, стратегические переговоры и потребности потребителей.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Стихина Ирина Александровна представила доклад на тему "Место межкультурной коммуникации в структуре знаний, необходимых для успешной инновационной деятельности". Основное внимание в выступлении было уделено знаниям, которые необходимо передать обучающимся в процессе образования. Среди них - знания общего характера, специальные знания, межкультурная компетентность и знания в сфере бизнес-управления. Именно такой комплекс знаний способствует всестороннему развитию личности, способной осуществлять инновационную деятельность.
Плотникова Мария Вячеславовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина» представила свой проект «Иностранный язык для волонтеров в индустрии гостеприимства» и пригласила коллег к сотрудничеству.
Языковые аспекты проблемы межкультурной коммуникации затрагивались в докладах коллег.
Доктор филологических наук, заведующий кафедрой делового иностранного языкаМакарова Елена Николаевна выступила на тему "Использование русского языка в индустрии международного туризма и гостеприимства".
Скворцова Ирина Анатольевна говорила о возможностях выбора универсального алфавита "Choosingasinglelanguageanda universalalphabet".
Терехова Наталья Юрьевна представила доклад на английском языке "Theroleofnonverbalmeansininterculturalcommunication" (Роль невербальных средств в межкультурной коммуникации), где привела много интересных примеров, иллюстрирующих разницу в значении одинаковых жестов у народов, принадлежащих к разным культурам. В своем выступлении Н.Ю.Терехова подчеркнула необходимость уделять внимание не только вербальному языку, но и невербальным средствам общения во время занятий по иностранному языку, поскольку это способствует улучшению взаимопонимания между представителями разных национальностей.
В своем докладе «Многофункциональность немецких лексических единиц в межличностном общении» Зуева Екатерина Петровна на конкретных примерах со словом «so» продемонстрировала, что знание значений и функций конкретного слова позволяет, во-первых, расширить словарный запас изучающего немецкий язык и, во-вторых, способствовать межличностному общению. Доклад был заслушан с интересом.
Заведующий кафедрой иностранных языков, кандидат филологических наук, доцент Соколова Ольга Леонидовна представила доклад на тему «Official - business language style significance under conditions of cross-cultural communication». Анализ новейших тенденций в области делового языка позволил О.Л. Соколовой представить обусловленные культурными особенностями различия, которые порой значительно затрудняют коммуникацию между деловыми партнерами. Особый интерес участников конференции вызвала возможность внедрения этих данных в практику преподавания иностранныхязыковделового общения.
С большим интересом были заслушаны доклад Шемякиной Елены Александровны "Проблемы межкультурной коммуникации между разными народами США при формировании американского варианта английского языка" и Гончаровой Надежды Анатольевны "The importance of business letters under conditions of cross-cultural communication".
На заседании секции также активно обсуждались методические проблемы обучения межкультурной коммуникации в вузе.
Скопова Людмила Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков УрГЭУ представила доклад «Межкультурный аспект преподавания иностранного языка в вузе».В докладе рассматривались теоретические вопросы межкультурной компетенции, ее компоненты: лингвистический, паралингвистический, социолингвистический, социокультурный, референтный, дискурсивный и стратегический. Участники отметили, что на сегодняшний день трудно предположить, как изменится процесс межкультурной коммуникации после пандемии, в условиях, когда страны начали строить барьеры для ограничения очного общения и отгораживаться границами и зонами.
Зонова Марина Васильевна выступила с докладом «Лингвострановедческий аспект – один из ведущих факторов формирования коммуникативной компетенции учащихся в вуза». В своем выступлении она поделилась опытом обучения лингвострановедению на занятиях по английскому языку, рассказала о наиболее эффективных формах и способах изучения материала.
Конкретные примеры работы представила также Петрова Анастасия Валерьевна в докладе "Совершенствование навыков межкультурной коммуникации в рамках темы «здоровье» на занятиях по английскому языку".
Лапина Валентина Юрьевна рассказала, как самые обычные предметы из нашей жизни, например, билеты в кино, дорожные карты и рекламные флаеры скидок в магазинах могут помочь в изучении иностранного языка и культуры. Были рассмотрены примеры успешного использования онлайн ресурсов, таких как Booking.com, Tripadvisor, Ryanair, google Maps для обучения студентов, изучающих туризм, одновременно и лексике и культуре стран изучаемого языка.
Горынина Анна Александровна представила доклад на тему «Стратегии проведения занятий по разговорной практике». В своем выступлении она подчеркнула важность применения таких стратегий, как предварительное обучение лексике, создание небольших групп и обучение разговорным техникам, помогающих преподавателям эффективно проводить занятия, целью которых является совершенствование дискуссионных навыков.
В докладе "Лингвострановедческий комментарий как метод овладения фоновыми знаниями" Николаева Наталья Александровна раскрыла суть метода и привела примеры заданий для применения на различных этапах организации учебно-познавательной деятельности студентов.
Особенно активная дискуссия развернулась вокруг вопросов обучения иностранных студентов в российских вузах.
Куркова Юлия Николаевна рассказала о значении межкультурной коммуникации в процессе адаптации иностранных студентов при обучении в российских вузах.
Коллега с кафедры делового иностранного языка, кандидат социологических наук Маркова Татьяна Леонидовна доложила об особенностях и проблемах межкультурной коммуникации иностранных студентов в российском вузе.
Салимгиреева Екатерина Александровна представила слушателям доклад на тему «Межкультурная коммуникация глазами иностранных студентов». В своем выступлении Екатерина Александровна описала жизнь иностранных студентов в УрГЭУ, представила мнение студентов о процессе обучения и пожелания по улучшению качества образования. Доклад вызвал огромный интерес коллег.
Николаева Наталья Александровна